Как «перезагрузить» украинские медиа и телекоммуникации?

Сфера телекоммуникаций и медиа сегодня, очевидно, требует существенных структурных изменений и впрыска новой нормативной «крови» и равных условий ведения бизнеса. Произвести тотальную «перезагрузку» отрасли по силам новому единому регулятору, который должен быть по настоящему независимым.

Телекоммуникации и медиа были и остаются важнейшей отраслью украинской экономики. Впрочем, в последние годы в индустрии, к сожалению, наблюдаются, явные кризисные тенденции. Несомненно, для того, чтобы помочь сфере вырваться из болота застоя нужно предпринять ряд конкретных мер. Рецепт оздоровления украинских телекоммуникации, с моей точки зрения, довольно прост.

Во-первых, нужно принять прозрачные и равные для всех участников телекоммуникационного и медиа рынка правила игры. Сделать это можно при помощи принятия новых законов «Об электронных коммуникациях» и «Об аудиовизуальных услугах». Появление новых правил, которые будут обязательными для всех и каждого из участников рынка — безусловно необходимый шаг на данном этапе развития отрасли.

Эти нормы и правила должны быть прозрачными, простыми для исполнения, и одновременно — простыми для контроля за их соблюдением. Они также должны учитывать интересы государства и бизнеса, но при этом обязательно защищать потребителя и зрителя. Их создание и принятие и станет реальной «перезагрузкой» отрасли.

Во-вторых, отрасли телекоммуникаций и IT совершенно необходима эффективная деятельность полноценного единого органа исполнительной власти – сейчас 18 госорганов отвечают за разные направления!!!

Также не нужно забывать и о регулировании. Эффективным регулирование станет лишь если отраслевой регулятор будет действительно независимым, как финансово, так и политически. Потому вопрос организации эффективной деятельности регулятора я считаю крайне важным фактором для успеха.

Для уменьшения неизбежного политического и бизнес-давления на такой орган нужно привлечь институты гражданского общества к отбору кандидатов на должность его членов. Также совершенно необходимо отказаться от принципа единоличного назначения всего состава одним органом власти. Считаю, что назначать членов регулятора в сфере телекоммуникаций нужно только после прохождения открытого конкурса и по формуле 50/50 от президента и парламента – так же как и с медиа-регулятором, Нацсоветом.

Финансирование регулятора, это один из самых весомых факторов, влияющих на его независимость. Существование такого органа за счет госбюджета, очевидно, приводит и к недофинансированию и практике выплаты нерыночных зарплат работникам регулятора, а также к прямому давлению со стороны распорядителей бюджета.

Как же можно добиться финансовой независимости этого органа власти? Сейчас нам предлагают внедрить регуляторный сбор, это когда отраслевой регулятор содержится полностью или частично за счет целевых взносов от участников рынка.

Конечно, в условиях низкого доверия к государству такая инициатива вызовет естественное сопротивление. Здесь, безусловно, нужна индустриальная дискуссия и мы должны понять — готов ли наш бизнес в сфере медиа и телекоммуникаций иметь независимого регулятора и поддерживать его финансово.

Необходимо настоящее революционное реформирование управления — как в области связи, так и в медиа-сфере. Потому, оптимальной я вижу кардинальную реформу двух существующих регуляторов — Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере связи и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Вместо них и должен быть создан новый единый конвергентный орган регулирования в сфере связи и медиа.

К такому выводу я пришел, работая на стыке двух индустрий – медиа и телеком, и убедился, что общего у них больше, чем различий. Да и международный опыт тоже на стороне конвергентного органа – Грузия, Великобритания, Италия, Финляндия…

Еще один значимый аргумент в пользу создания такого регулятора — экономия государственных средств. Не хочу показаться наивным, но уверен, что слияние двух регуляторов позволит значительно облегчить нагрузку на госбюджет — экономия может составить не менее 52 миллионов гривень в год.

Такой подход — адекватная реакция на очевидные процессы конвергенции сетей и услуг. Это значит, что все большее количество компаний начинает работать как на рынке интернета, так и на рынке платного телевидения одновременно. Уже сейчас в Украине большинство компаний отрасли являются игроками на этих двух смежных рынках.

Я уверен, что уже сейчас рынку необходимо начинать дискуссию по реформированию государственного регулирования в сфере связи и медиа. И создание единого конвергентного органа, как один из элементов реформирования – почему нет?

Post by admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *